Экспозиция «Турайда в составе Рижского архиепископства. XIII-XVI века» (часть седьмая)

Интерактивная программа «Турайдские фогты и семейства вассалов Рижского архиепископства в XIII-XVI веках» показывает Турайду как значительный административный центр в Ливском крае Рижского архиепископства, где процветали характерный для Средневековья образ жизни и рыцарская культура. Программа дает представление о мире рыцарей их одежде, вооружении, роскошных гербах, а также знакомит с семействами вассалов и турайдскими фогтами.

Экспозиция «Турайда в составе Рижского архиепископства. XIII-XVI века» (часть седьмая)

Интерактивная программа «Турайдские фогты и семейства вассалов Рижского архиепископства в XIII-XVI веках»


Реформация

В первой половине XVI в. государства Ливонии переживали глубокий политический кризис, связанный с реформацией. В то же время это была эпоха расцвета торговли в крупнейших ливонских городах. Вассалы архиепископа становятся богатыми и расточительными помещиками.

В Европе представители разных сословий, в том числе духовенство, все резче подвергали критике католическую церковь, захватившую в свои руки всю духовную и светскую власть. Большая часть высшего духовенства, священников и монахов не придерживалась установленного церковью образа жизни. И в Ливонии в 1513 г. во время валмиерского ландтага Рижский архиепископ Яспер Линде (1509-1524) сообщил, что невозможно бороться против конкубината - внебрачного сожительства священнослужителей с незамужними женщинами. Если это запретить, катастрофически сократится количество священников. В Германии священник Мартин Лютер в 1517 г. провозгласил свои тезисы против существующего порядка торговли индульгенциями (отпущением грехов). Началась реформация церкви, в ходе которой возникло требование реформировать католическую церковь и отнять у епископов и папы светскую власть и крупные владения. Хотя католическое духовенство прокляло его и исключило из церкви, население поддерживало идеи Лютера. Новое учение стало распространяться и в городах Ливонии. В Риге зачинателями реформации стали священники Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер. Рижский рат, в нарушение прав Домского капитула и Рижского архиепископа, назначил их священниками церквей Св. Петра и Св. Екаба (Иакова). Сильвестр Тегетмейер (Тегелмейер) (?-1552) учился в Ростоке, с 1522 г. проповедовал реформацию в Риге и служил священником церкви Св. Екаба. Тегетмейер с разрешения ливонского магистра проповедовал в Валмиерской церкви во время валмиерского ландтага летом 1525 г. Осенью того же года архиепископ Иоанн VII Бланкенфельд (1524-1527) пригласил Тегетмейера к себе в Турайдский замок. Архиепископ надеялся убедить его вернуться в «правильную» или католическую веру, но тщетно.

Рижские архиепископы Яспер Линде и Иоанн VII Бланкенфельд резко выступили против распространения идей реформации в Ливонии. Архиепископ Иоанн VII Бланкенфельд для борьбы с реформацией искал союзников при дворе папы и за рубежом. Эти его устремления привели к конфликту с городом Ригой, магистром Ливонского ордена и вассалами.

Архиепископ Томас Шеннинг (1528-1539) больше не оказывал активного сопротивления лютеранству и в 1528 г. разрешил проповедовать в Риге новую веру.

Экспозиция «Турайда в составе Рижского архиепископства. XIII-XVI века» (часть седьмая)

Меч. XVI век. Найден в Сигулдском средневековом замке


Экспозиция «Турайда в составе Рижского архиепископства. XIII-XVI века» (часть седьмая)

Каменные ядра. XV век. Найдены в Турайдском каменном замке


Экспозиция «Турайда в составе Рижского архиепископства. XIII-XVI века» (часть седьмая)

Вид на экспозицию о реформации церкви в Ливонии



Вернуться назад
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.