Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)Спальня. В первой половине XIX в. семья была одной из основных ценностей общества. Хороший брак был заветной целью, и для его достижения не экономили ни средства, ни силы. Идеалом брака была осознанная любовь и хозяйственный расчет. Так как в XIX в. в обществе и семье доминировал мужчина, в спальне ему тоже принадлежала определяющая роль в отношениях.

В обстановке спальни имеются две кровати, ночной столик, два стула и ширма, которую и в начале XX в. широко использовали не только для того, чтобы скрыться за нею во время переодевания, но и чтобы скрыть от посторонних взглядов какую-либо часть помещения. Шкаф и комод служили для хранения постельного белья и одежды. Верхний выдвижной ящик комода имеет несколько маленьких отделений для хранения перчаток, ремней, заколок для волос, украшений и косметики.

Окно украшают белые занавески из самотканой материи. По вечерам окна закрывались ставнями, поэтому не было необходимости использовать в спальне плотные занавески.

Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Спальня. На ночном столике лежит Библия, изданная в Петербурге в 1825 году


Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Спальня. Клетка с канарейками


На особом столике стоит таз, который обитатели комнаты использовали для умывания. Середина XIX в. в сельской местности Латвии считается своеобразным переломным моментом в отношении обустройства туалетов в домах. Наряду со стоявшими снаружи туалетами, их стали оборудовать и внутри здания. Тем не менее под одной из кроватей стоял фаянсовый ночной горшок.

В спальне находится клетка с канарейками, что раньше имело практическое значение - своим звонким щебетанием птицы предупреждали о проникновении в помещение угарного газа.

Взгляды на мироустройство и мораль, отношение людей к религии характеризует литография с религиозным сюжетом на стене и Библия, лежащая на прикроватном ночном столике. Обрамленная вышивка, в основе сюжета которой лежит произведение Гете «Страдания юного Вертера», свидетельствует о романтичном восприятии мира.

Небольшая зона стены экспонирует законсервированный и отретушированный оригинальный фрагмент фриза.

Зал или жилая комната. Понятием «зал» в доме или квартире среднего сословия еще в XX в. обозначали самое большое и красивое помещение, служившее для приема гостей и праздничных застолий. В повседневной жизни оно использовалось как жилая комната, как место, где вся семья собиралась на трапезу. Зимними вечерами в хорошо натопленном зале обычно собиралась семья. Дамы занимались рукоделием, глава семьи курил или выпивал стаканчик - другой, и один из присутствующих читал вслух книгу или газету. Там же лениво полеживали домашние любимцы - собаки и кошки.

Разнообразные функции помещения характеризует находящаяся в нем мебель - группа мягкой мебели с софой, обеденный стол со стульями, большой буфет и угловой шкаф для посуды. Мебель изготовлена из местной древесины - осины, березы, вяза. В ящиках комодов хранятся необходимые в столовой полотенца, скатерти и салфетки. В соответствии с репрезентативным характером зала его обычно обставляли лучшей мебелью, украшали ценными произведениями искусства, самыми красивыми рукоделиями. Обстановка помещения соответствует требованиям моды стиля бидермейер - симметричной расстановке предметов по периметру зала.

Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Фарфоровый чайный сервиз, изготовленный в Берлине на Императорской фарфоровой мануфактуре в период 1844-1847 годов


Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Обеденный сервиз, изготовленный фирмой «Villeroy & Воск» на Метлахском заводе в Германии, украшен мотивом «Вlau и Strasburg»


Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Герань - типичное для середины XIX века комнатное растение


Симметричную композицию группы мягкой мебели с софой как бы венчает висящая над софой картина первой половины XIX в. «Вид на долину Гауи».

Самовар с трубой, фаянсовый обеденный сервиз с рисунком синего кобальта и другая посуда дают представление о традициях сервировки стола в XIX в. Использование самоваров для кипячения воды было характерным явлением не только для Российской империи и ее «национальных окраин». Самовары также использовались в Восточной и Центральной Европе, в том числе в Дании, Австрии, Германии. Под влиянием западной культуры в XIX в. в интерьере дома и в быту управляющего усадьбой появлялись новые штрихи. В результате взаимопроникновения немецкой и латышской культур и проявления в бытовых традициях, они постепенно становились характерными и для жизни латышских крестьян.

Небольшая зона стены экспонирует законсервированный и отретушированный оригинальный фрагмент фриза.

Интерьерная экспозиция «Жилой дом управляющего Турайдской усадьбой» (часть пятая)

Самовар, изготовлен в мастерской Аленьчикова в Москве, середина XIX века



Вернуться назад
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.