Легенда о Майе - Турайдской Розе

Легенда о Майе - Турайдской Розе

Весной 1601 г. шведские войска захватили Турайдский замок. После битвы писарь Грейф среди убитых обнаружил девочку, которой было всего несколько месяцев. Грейф унес девочку домой и воспитал ее как собственную дочь. Случилось это в мае, и девочку назвали Майей.

Экспозиция под открытым небом «Кладбище Церковной горы и памятное место Турайдской Розы»

Экспозиция под открытым небом «Кладбище Церковной горы и памятное место Турайдской Розы»

Церковная гора является одним из самых высоких мест Турайды, она находится приблизительно в 300 м к северу от каменного замка. Турайдскую церковь окружает бывшее кладбище. В ходе археологических раскопок (1969-1971) выявлено, что кладбище было заложено в XIII в. Согласно распоряжению российской императрицы Екатерины II в 1772 г. захоронения вблизи церкви были прекращены.

Фисгармония

Фисгармония

Древнейшим известным музыкальным инструментом, который был в Турайдской церкви, являлся орган. Из записи в церковной книге известно, что его в 1839 г. подарила церкви тогдашняя владелица Турайдской усадьбы, вдова Хелена Ульрике София фон Кампенхаузен (1802-1869). Во время Первой мировой войны инструмент был уничтожен. Вместо органа в 20-е гг. XX в. приход приобрел фисгармонию.

Чаша

Чаша

Чашу для Святого Причастия в 1826 г. церкви подарил барон Лоренц Иоганн фон Кампенхаузен (1781-1830), становясь владельцем Турайдской усадьбы. На верхней части чаши выгравированы герб рода Кампенхаузенов и надпись «Der Kirche zu Treyden geschenkt von Lorenz Freyherrn von Campenhausen 1826» (Турайдской церкви в 1826 г. дарит барон Лоренц фон Кампенхаузен).

Дискос

Дискос

Дискос - это литургический сосуд, в котором хранятся облатки. Турайдская церковь использует этот изготовленный из альпака сосуд с 1899 г., о чем свидетельствует выгравированная на его крышке надпись «Ев. лют. Турайдская церковь 1899».

Мемориальная плита в честь прихожан Турайдской церкви, павших в боях за освобождение Латвии (1918-1920)

Мемориальная плита в честь прихожан Турайдской церкви, павших в боях за освобождение Латвии (1918-1920)


После принятия в 1923 году закона Латвийской Республики «О местах исторических боев» во многих евангелически-лютеранских церквях Латвии до 1940 г. были установлены памятные плиты в честь павших в Первой мировой войне и освободительных боях. Для многих павших в боях сынов прихода это единственное место памяти.

Подсвечники

Подсвечники
Алтарные подсвечники являются одной из самых значимых реликвий Турайдской церкви. На основании подсвечников, изготовленных из олова в стиле барокко, выгравирована надпись ,,0»F«B* / 1751" свидетельствующая о том, что подсвечники церкви в 1751 г. подарил ее патрон - тогдашний собственник сданного в залог Турайдского поместья Отто Фридрих фон Будберг (1700-1755). Подсвечники изготовил оловянных дел мастер Иоганн Гайен I, работавший в Риге с 1707 по 1752 г.

Алтарная картина «Иисус в Гефсиманском саду»

Алтарная картина  «Иисус в Гефсиманском саду»

Картина неизвестного художника 20-х гг. XX в. Картину в 1926 г. на 175-летний юбилей Турайдской церкви подарил бывший староста Турайдского прихода Андрей Штаувер. Новая алтарная картина была освящена 8 августа 1926 г. Произведение было создано по оригиналу немецкого художника Генриха Гофмана (1824-1911) «Иисус в Гефсиманском саду» (1890). Картина находится в Нью-Йорке в Риверсайдской церкви и является одним из наиболее копируемых произведений искусства.

Алтарная картина «Голгофа»

Алтарная картина «Голгофа»

Алтарная картина представляет собой работу неизвестного художника конца XVII - начала XVIII в. Возраст картины более давний, чем освященный в 1751 г. алтарь, и, возможно, она находилась уже в предыдущем здании Турайдской церкви. Композиция алтарной картины, где на темном фоне изображена фигура Иисуса на кресте, является характерной для XVII в. У подножия креста изображен символ тленности мирской жизни - череп. Голгофа (на арамейском языке -череп, а также холм, для которого характерна форма черепа) - место принятия мук, символизирует страдания.

Алтарь

Алтарь

Алтарь изготовлен специально для Турайдской церкви и состоит из алтарной стены симметричного силуэта - ретабло, перед ним расположен алтарный стол - менса. Алтарь построен на основе каменной кладки, его стены изготовлены из массивных, широких сосновых досок. Ретабло декорировано аппликативными деталями, характерными для барокко.