Скульптура «Камень Спидолы»

Скульптура «Камень Спидолы»

В фольклоре сохранилось все то существенное, что за тысячу лет было жизненно необходимым и что обеспечивало жизненное развитие. Мудрость, ясность мыслей помогают человеку на его жизненном пути и являются большой ценностью. Прекрасное в народной песне проявляется как одна из главных позитивных категорий, оценивающих реальность и человека. Прекрасное тесно сплетено с этически возвышенным, их даже сложно разделить и рассмотреть отдельно.

Скульптура «На берегу» и Липовый круг

Скульптура «На берегу» и Липовый круг

Камень и деревья, как поэтические и мистические образы, живут во многих народных песнях. Липа, дуб, лес целиком не только в цикле песен о природе, но и во многих других песнях воспеваются весьма своеобразно и лирично, что создает самую поэтичную часть народных песен. Древние магические, мифологические и другие архаичные представления часто с трудом понятны ныне, поскольку общество постепенно отошло от главных мотивов, определявших появление таких представлений.

Скульптуры «Мечтатель» и «Мыслитель»

Скульптуры  «Мечтатель» и «Мыслитель»

С народной силой, выносливостью и в то же время с размышлениями связаны скульптуры «Мечтатель» и «Мыслитель». В народных песнях отсутствует прославление войны, насилия и ненависти. Ненавистью и жестокостью невозможно созидать. Жизнь, свобода, отечество - это ценности, которые человек ставит превыше всего. Землю отцов укрепляют сильными словами и мыслями, при необходимости храбро защищая ее - «На меже голову сложил, защищал землю отцов».

Скульптура «Три молодые сестры»

Скульптура «Три молодые сестры»

Чаще всего народные песни пели молодые девушки. Гарлиб Меркель 200 лет назад писал: «Искусство поэзии у латышей находится в руках женщин, потому что женщины - единственные, кто в условиях всеобщего гнета еще могут чувствовать радость... В их песнях выражается дух народа». Песня гласит: «Лучше я буду петь, чем плакать, пусть плачет мой черный день».

Скульптура «Мать и дочь, или Тяжкая дума»

Скульптура  «Мать и дочь, или Тяжкая дума»

В народных песнях любовь матери сравнивается с теплом и милостью солнца. Она нужна, чтобы ребенок вырос сильным, здоровым и счастливым. Все становится милее и чудеснее, когда рядом мама: «Теплая, чудесная комнатка, натопленная березовыми дровами; еще теплее, еще чудеснее, когда матушка в ней». Любящая мать своего ребенка как бы поднимает к солнцу и растит, «как солнце [лелеет] цветок гороха».

Скульптура «Камень усопших»

Скульптура «Камень усопших»

Усопшие (духи) в латышской мифологии - это души умерших людей, которые после смерти продолжают жизнь в мире ином. После смерти душу человека встречает Мать усопших и провожает ее в мир усопших. Мир этот параллелен миру живых людей - все продолжается, и работы, начатые на этом свете, и забота о близких. Осенью есть особое время усопших, когда души умерших как столбы тумана поднимаются от земли и являются погостить к родным в этот мир.

Скульптура «Невеста пасечника»

Скульптура «Невеста пасечника»

Поднимаясь по ступеням на Гору дайн, каждый встречается со скульптурой «Невеста пасечника». Сияющая белизна скульптуры и хрупкий девичий стан с плечиками, поднятыми в напряженной решительности, выражает чувство ответственности хранительницы песен. Ей доверено сокровище народа, и она его сохранит.

Скульптура «Невеста пасечника»

Скульптура «Невеста пасечника»

Поднимаясь по ступеням на Гору дайн, каждый встречается со скульптурой «Невеста пасечника». Сияющая белизна скульптуры и хрупкий девичий стан с плечиками, поднятыми в напряженной решительности, выражает чувство ответственности хранительницы песен. Ей доверено сокровище народа, и она его сохранит.

Скульптура «Была у моего жеребца»

Скульптура  «Была у моего жеребца»

Скульптура «Была у моего жеребца» воспевает трудолюбие латышского крестьянина и посвящается его коню - верному помощнику на протяжении веков. Старинную сельскую жизнь, заботы, работу невозможно представить без доброго жеребчика. Описание его красоты искрится радостью красок: «На мышастом коне в Ригу поехал, на гнедом в церковь, пусть отцов рыжий конь семена везет на поле».

Скульптура «Отец песни»

Скульптура «Отец песни»

Скульптура «Отец песни» символизирует память, жизненную мудрость народа, создание и преемственность народных песен от поколения к поколению. Сохранение и поддержание культурного наследия -работа и благословение, которые можно совершить только посредством привлечения воли и взаимовыручки.