Скульптор Индулис Ранка

Трем мудрецам дали камень
Первый его измерил и взвесил
Второй написал формулу камня
Третий прикоснулся к нему кончиками пальцев
и камень улыбнулся

(Кнуте Скуениекс)

Индулис Ранка родился в 1934 г. в Яунгулбене, в 1953 г., окончил Рижскую художественную школу им. Я. Розентала, в 1959 г. - отделение живописи Латвийской художественной академии.

Валуны Латвии - материал скульптур Индулиса Ранки. В восприятии скульптора каждый камень живой, у каждого своя изобразительная особенность, что нельзя уничтожить. Скульптор, обрабатывая камни, старается сохранить их изначальный вид, отсекая лишь необходимую минимальную часть. «Камни накапливают, концентрируют энергию, это сила, которая меня волнует, которая запрятана и пытается вырваться», - так свое отношение к любимому им валуну выражает скульптор Индулис Ранка.

Скульптор Индулис Ранка

Скульптор Индулис Ранка работает над скульптурой «Была у моего жеребца». Марупите. 1996 год


О своей встрече с камнем и рождении скульптуры мастер рассказывает:

«Поиски собственного творческого пути постепенно привели меня к скульптуре, сначала - к кованому металлу и дереву, но потом я обнаружил, что сильнейшими сердечными узами связан с камнем. В моем понимании каждая каменная глыба - неповторимая, уникальная «историческая личность» на нашей планете. У каждой тысячелетняя биография. Можете ли вы представить, что произошло в жизни острого обломка горы в Скандинавии, пока он не стал гладко окатанным, тяжело динамичным существом? Какие силы действовали на него, как долго он шел, какие ветра обрушивались на него с незапамятных времен?

Мой дом и мастерская находится в Пардаугаве, на окраине Риги. Вокруг - природа. Весь год, работая во дворе со своими камнями, хочу я того или нет - вижу все те метаморфозы, которые природа рисует и создает на этом материале. Только держи глаза открытыми, бери и выбирай то, что тебе нужно! В основном природа - моя учительница в скульптуре.

Скульптор Индулис Ранка

На 10-летнем юбилее Горы дайн скульптор получает от ансамбля «Суйту сиевас» подарок - камень из Курземе. 1995 год


В моих произведениях не должно быть слишком резких очертаний. Еще важнее для зрителя не искать в скульптурах иллюстративное объяснение той или иной народной песни.

Моя задача была другой, более направленной на обобщение - равно как каждый подтекст дайны наполнен несколькими слоями обобщения и символизма, хотя иногда используется обратный прием. Когда я стал заниматься скульптурой, мне очень нравился мемориальный принцип скульптуры. Скульптура может и должна выразить обобщение о жизни человека. В народных песнях покоятся тысячи жизней. Вьется и трепещет душа песни, возносящаяся в метафоре и ставшая бесконечной».

Вернуться назад
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.