Дом садовника

Дом садовника
Дом садовника Турайдской усадьбы построен в 40-е гг. XIX в. В то время в здании жили семья садовника и прислуга усадьбы, а в южном конце, напротив замка - кучер, в ведение которого входила конюшня, находившаяся во дворе замка. На мансардном этаже были расположены две комнаты, где жили 5-6 ребят, работавших в садах. В усадьбе имелось несколько садов, аллеи орешника и роз, дорожки и мостики, росли заморские деревья и кусты. Здания усадьбы окружал большой яблоневый сад.

Яблочная клеть

Яблочная клеть

Яблочная клеть Турайдской усадьбы построена в XIX в. на том месте, где до середины XX в. находился яблоневый сад Турайдской усадьбы. Здание построено как фахверковая конструкция с дощатой облицовкой.

Созданная народами культура

Созданная народами культура

В песенном наследии Горы дайн собраны тысячи песен. Рядом вились хороводы танцующих, слышались слова четверостиший народных песен, народные мелодии звучали в исполнении хоров, они исполнялись на кокле и духовыми оркестрами, проходили концерты симфонической музыки. Все это прекрасно сочеталось и продолжает жить в гармонии со скульптурами, высеченными из валунов Индулисом Ранкой.

Скульптура «Крыло ворона -Кладезь сокровищ»

Скульптура «Крыло ворона -Кладезь сокровищ»

Богатства природы и культуры мира - самое прекрасное и яркое, что принадлежит народам. В 2004 г. на месте, где в Турайде по поручению Далай-ламы был пожертвован сосуд сокровищ тибетских буддистов, была открыта гранитная скульптура из двух частей «Крыло ворона - Кладезь сокровищ». Она выражает мысль, что уникальные сокровища каждого народа нужно беречь, так же как и взаимопонимание людей и народов.

Скульптуры «Плывущая» и «Ай, зелененькая щучка»

Скульптуры «Плывущая» и «Ай, зелененькая щучка»

Многие латышские народные песни посвящены теме воды. Протяженность береговой линии Латвии составляет приблизительно 500 км. Свои воды стремительно несет в море воспетая в народных песнях, изменчивая и быстрая Гауя, в ее воды стекаются и ручейки, текущие по Горе дайн.

Солнечная тропа и скульптура «Солнечная дорога»

Солнечная тропа и скульптура «Солнечная дорога»

Вдоль южного склона Горы дайн вьется Солнечная тропа. Она соединяет Гору дайн с Турайдским городищем и имеет длину 500 м. Идя по тропе, можно видеть изгибы Гауи, Райскую гору и развалины Сигулдского замка на противоположной стороне реки. В каждый сезон это место по-своему очаровательно, но особенно прекрасно оно в расцвет весны, когда на залитых солнцем склонах цветут голубые и белые анемоны, хохлатки и ароматные ландыши.

Кришьянис Бароне

Кришьянис Бароне

Фольклорист, публицист и общественный деятель Кришьянис Бароне (1835-1923) более 40 лет самоотверженно собирал и систематизировал латышские народные песни. Его наиболее значительный вклад в латышскую культуру - сборник народных песен «Латышские дайны» в 6 томах, в которых собраны 217 996 народных песен - одно из самых объемных собраний народной поэзии в мировой литературе.

Тропа Кришьяниса Баронса и скульптура «Гора дайн»

Тропа Кришьяниса Баронса и скульптура «Гора дайн»

От скульптуры «Облачко» берет свое начало Тропа Кришьяниса Баронса, которая от Горы дайн ведет вниз, в древнюю долину Гауи. Длина тропы - 300 м. В древней долине Гауи находится дом «Дайнас», где последнее лето своей жизни провел исследователь и собиратель фольклора Кришьянис Бароне. Тропа, возможно, является частью той давней дороги, по которой Кришьянис Бароне гулял по Турайдским оврагам.

Скульптуры «Сугробы», «Порхающие птицы», «Первые почки», «Облачко»

Скульптуры «Сугробы», «Порхающие птицы», «Первые почки», «Облачко»

Одна из самых обширных групп латышских народных песен - песни о природе. В них содержится бесконечная восторженность красотой родной земли. Поле и лес, ручей и море, ветер и солнце, дуб и полевица, все живое достойно поэтического воображения живших в старину латышей. Жизнь человека в богатстве ее событий и чувств в народных песнях проходит подобно жизни птиц, деревьев и цветов, подобно смене времен года или потоку воды.

Скульптура «Камень любви»

Скульптура «Камень любви»

Значительное место в кладези народных песен занимают песни о женитьбе и свадьбе. Слово «любовь» в песнях используется редко, чаще - «угоден», «нравится». Отношения парня и девушки от знакомства до свадьбы описываются с лирической образностью. Свадьба молодоженов сравнивается с латышским мифом о небесной свадьбе дочерей Солнца и сыновей Бога.